Велосипед классической конструкции состоит из рамы, рулевой вилки, руля, переднего и заднего колеса, седла, закрепленного в раме с помощью подсидельного штыря, шатунов(кривошипов) в педалями, цепной передачи и тормозов. Также велосипед может быть оборудованы одним или двумя амортизаторами, багажником, подножкой, светотехникой и звуковым сигналом.
Рама
Рама велосипеда – самый важный элемент велосипеда, а также часто самый дорогостоящий. Классическая рама состоит из труб(перьев), которые образуют два треугольника. Задний треугольник раздвоен для крепления заднего колеса. Такая конструкция рамы обеспечивает максимальную жесткость при минимальном весе.
Также существуют открытые рамы. Отличаются открытые рамы тем, что верхняя труба идет рядом с нижней или вообще отсутствует. Такие велосипеды традиционно называются «женскими». На велосипед с открытой рамой легче садиться, но он тяжелее велосипеда с такими же характеристиками, но закрытой рамой.
Следующий тип рамы – складная. Складная рама позволяет сложить, что делает его более компактным при хранении и транспортировке велосипеда.
Три вышеописанных типа велосипедных рам - самые распространенные, однако существует великое множество модификаций и оригинальных конструкций велосипедных рам.
По материалам из которых изготовлены рамы, их можно разделить на следующие типы:
Рамы из стали.
Рамы из сплавов алюминия.
Рамы из титана
Рамы из магния
Рамы из углепластика (карбона)
В дешевых велосипедах используются обычные стальные рамы. Они дешевые, достаточно прочные, но тяжелые. Хорошие стальные рамы изготавливаются из хромомолибденовых сплавов. Рамы из хромомолибденовых сплавов лишь немногим тяжелее алюминиевых и обладают отличными усталостными характеристиками.
Алюминиевые рамы легче и жестче стальных. Основным минусом таких рам являются плохие усталостные характеристики алюминия и в отличии от хромомолибденовых, алюминиевые рамы разрушаются внезапно.
Титановые рамы также достаточно легкие, но титан очень мягкий металл и это является недостатком. В остальном титановые рамы обладают многими преимуществами: они не боятся ни холода, ни жары, ни химических веществ, и практически вечны.
Магниевые рамы так же легки, как и титановые, но они неустойчивы к коррозии. Такие рамы необходимо беречь от царапин. К тому же, магний, также как и алюминий, обладает плохими усталостными характеристиками.
Рамы из углепластика (карбона) легче всех остальных, однако очень дороги. Главный их недостаток, помимо цены, - хрупкость: карбоновую раму велосипеда можно повредить сильным точечным ударом. Также, у карбона плохие усталостные характеристики
На сегодняшний день на большинстве велосипедов используются рамы из алюминиевых сплавов. На дорогих гоночных велосипедах используют либо алюминиевые рамы с карбоновыми задними перьями, либо полностью из углепластика. Все остальные материалы рам (титан, скандий, магний) — это, скорее, экзотика.
При создании статьи использованы материалы сайта ru.wikipedia.org
|